
109
божиа, в человеки въместившася,
велику силу им подають и ум.
Како же бесмертных бог имена в
тленная телеса вселятся? Се бо
уже о сем разумехом, яко ничтоже
можеши противу нам, именемже
божиим надеюся и тех силу на ся
въскладая— на земли смертен
сый, а не бог, толико имя имея и
венець лише человек. Аз же— не
бог, но человек худ и мал— иду
на тя ратью, аки на смертна суща.
Побеждениа же час от вышняго
промысла есть. Почтоже ли еси
к нам написал тако:
«
и толико
злата и сребра имею
»
, аки повадя
на ся, да уведевше мы креплейше
будем на брань, да възмем мы та
узорочья. Аз же, худый Александр,
аще ти одолею убо, и славен буду и
царь велик в еллинех и в варварех,
яко толика силна царя Дарья убив.
Тыже, аще мя победиши, ничтоже
велико сотворил еси— разбойника
своего победил еси, якоже еси и
писал к нам. Аз же царя царем
Дарья, бога великаго, победих. Но
кочергу, и мечь, и кърстицу злату,
и то ми еси прислал, ругаяся— аз
же все сие приях, яко добрыя дары.
Мечь убо приях, яко да своим
копием и оружием бити начну
варвары и моима рукама в работу
тя вжену. Кочергою же образ
ми еси сътворил, яко мне есть
обдержати весь мир—
ичеловека, долженобладатьне только
силой, нои великимумом–какжеиначе
бессмертныйбогмог бы вселиться
вбренное тело?Вот очемдумал я,
когдапонял, чтоничемне сможешь
противостоятьнам, потомучто, хотьи
величаешьсяименембожьим, сидишь
на земле, каки все смертные.Поэтому
тыне бог, а лишь человек, который
водрузилна себябожий венец. Я тоже
не бог, нохудойи смертныйчеловек,
поэтомуидуна тебя ратьюкак смертный
на смертного.Имяжепобежденного– в
рукахбожьегопромысла.Икчему тебе
намнаписать так: «и сколько золотаи
серебраимею», будтохотелубедиться,
чтомы, знаяпро твоибогатства, будем
веселее драться, чтобы захватитьих.
Яже, худойАлександр, еслииодолею
тебя, тобудупрославлен великимцарём
как в еллинских, таки в варварских
землях, ибобудетизвестно, чтопобе
дил всесильногоДарья. Тыже, если
победишьменя, ничего великогоне
совершишь, ибопобедишьпростого
разбойника, какнаписал тыоб этом сам.
Яже, еслиодержупобеду, то этобудет
победанадцаремцарейибогом великим
Дарием.Нодары твои, присланные в
насмешку, –кочергу, мечиковчежец
с золотом– япринял с радостью.Меч
принял, ибо этиморужиембудуразить
варваров собственнымируками. Кочерга
напомнитмне, чтодолжен я ею зацепить
иудержать весьмир.
Х - 641